Главная
/
НОВОСТИ (разъяснения) ПРОКУРАТУРЫ (МАРТ 2023г.)

НОВОСТИ (разъяснения) ПРОКУРАТУРЫ (МАРТ 2023г.)

1. Внесены изменения в закон об информации и отдельные законодательные акты

Федеральный закон направлен на предотвращение распространения на территории Российской Федерации информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается порядок мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

2. В законодательство внесено изменение, касающееся лекарственного обеспечения лиц с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями

В целях выбора оптимальной модели обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточнённой, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэр), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами и повышения эффективности использования выделяемых на эти цели средств федерального бюджета Федеральным законом с 1 января 2023 года предусматривается изменение существующего механизма финансирования указанного обеспечения.

За счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых Фонду поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра», основной целью деятельности которого является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) тяжелобольным детям, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации), будет осуществляться лекарственное обеспечение детей в возрасте до 18 лет. Порядок приобретения лекарственных препаратов для лечения указанных заболеваний и приобретения медицинских изделий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лекарственное обеспечение больных в возрасте 18 лет и старше при указанных заболеваниях (состояниях), как и в настоящее время, будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Минздраву России.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 469-ФЗ «О внесении изменения в статью 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

3. Законодательно приостановлено действие отдельных положений закона о прожиточном минимуме

Федеральным законом приостанавливается до 1 января 2024 года действие положений Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», предусматривающих установление величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год до 1 июля текущего года на основе установленного соотношения указанной величины и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

В соответствии с Федеральным законом величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-­демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2023 и 2024 годы устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 470-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»)

4. Приостановлено действие части второй статьи 43 закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и службу в ряде других ведомств

Глава государства подписал Федеральный закон «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Федеральный закон принят на основании пункта 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объём расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Федеральным законом предусматривается приостановить до 1 января 2024 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.

Одновременно Федеральным законом устанавливается, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I, с 1 января 2023 года составляет 85,47 процента от размера указанного денежного довольствия. Таким образом, Федеральным законом сохраняется на 2023 год размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьёй 43 названного Закона Российской Федерации, установленный соответствующим федеральным законом с 1 октября 2022 года.

В связи с этим индексация пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семьям будет произведена в 2023 году на основании части первой статьи 43 названного Закона Российской Федерации вследствие повышения в этом году денежного довольствия военнослужащих и других соответствующих категорий граждан.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 471-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»)

5. Внесены изменения в отдельные законодательные акты, касающиеся, в частности, госслужбы

В статью 333 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 61 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» вносятся изменения, сохраняющие на 2023–2024 годы действие существующего с 2014 года порядка, в соответствии с которым страховые взносы, поступающие на финансирование накопительной пенсии, зачисляются в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования, отражаются на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, учитываются при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента и направляются на финансирование страховой пенсии.

Такой порядок был установлен Федеральным законом от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» в целях уменьшения расходования предусмотренных на обязательное пенсионное страхование средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральной закон «О системе государственной службы Российской Федерации», предусматривающие основания и порядок приостановления государственной службы.

В частности, к числу таких оснований отнесены призыв государственного служащего на военную службу по мобилизации, заключение им в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракта о прохождении военной службы либо заключение им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации.

В период приостановления государственной службы права и обязанности государственного служащего не осуществляются, ограничения, запреты и требования не применяются, денежное содержание (вознаграждение, довольствие) не начисляется, при этом социальные гарантии, право на предоставление которых он приобрёл до приостановления государственной службы (социально-бытовое и медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение), сохраняются.

В указанный период также гарантируется сохранение за государственным служащим замещаемой должности государственной службы, а расторжение с ним контракта по инициативе представителя нанимателя допускается только в связи с упразднением государственного органа или истечением срока действия контракта. В случае, если срочный контракт был расторгнут в связи с истечением срока его действия, за государственным служащим в течение трёх месяцев с даты прекращения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной службы, сохраняется преимущественное право поступления на государственную службу в государственный орган, в котором государственная служба приостанавливалась, на ранее замещаемую должность государственной службы. В случае отсутствия вакансии по такой должности сохраняется право поступления на другую вакантную должность не ниже ранее замещаемой должности, а при её отсутствии – на иную вакантную должность государственной службы.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

6. Внесены изменения в закон о расчёте тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения

В настоящее время тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения (указанный взнос уплачивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) рассчитывается как произведение тарифа (18 864,6 рубля), установленного Федеральным законом «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг.

Федеральным законом предусматривается изменение порядка расчёта коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. При расчёте этого коэффициента будет учитываться не только значение прогнозного индекса потребительских цен, но и дополнительный показатель – темп роста среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации в году, предшествовавшем году, на который рассчитывается тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Учёт темпа роста заработной платы в субъектах Российской Федерации повлечёт за собой увеличение поступлений в систему обязательного медицинского страхования на неработающее население.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 473-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения»)

7. Внесены изменения в статьи 10 и 51 закона об обязательном медицинском страховании

Федеральным законом до 2025 года продлевается действие нормы Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов направляются межбюджетные трансферты для формирования нормированного страхового запаса в целях софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, а также на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам.

Федеральным законом также уточняется круг лиц, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Предусматривается, в частности, что в отношении опекунов или попечителей, исполняющих свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приёмной семье, в связи с отсутствием у указанных лиц работодателя страхователями и, следовательно, плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование будут являться органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, данное положение Федерального закона приводится в соответствие с положениями статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 474-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»)

8. В законодательство внесены изменения, касающиеся порядка и условий осуществления ежемесячных выплат семьям с детьми

В связи с введением в единую систему государственных пособий нового пособия – ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка – изменяются порядок и условия осуществления ежемесячных выплат, установленных Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», а также порядок и условия расходования средств материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Ежемесячная выплата, установленная Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», будет назначаться только в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и только в случае, если этот ребёнок родится до 1 января 2023 года.

Размер ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, процедура обращения за ней сохраняются. Не изменяется также перечень доходов, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения указанной выплаты.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка будет осуществляться за полный месяц независимо от даты рождения ребёнка, даты достижения ребёнком возраста трёх лет или даты обращения за назначением выплаты.

Функции по осуществлению ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребёнка возлагаются на территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Право на получение ранее назначенных выплат на первого и (или) второго ребёнка будет реализовываться в порядке, который действовал до вступления Федерального закона в силу.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка и последующих детей с 1 января 2023 года будет осуществляться за счёт средств материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребёнка до достижения им возраста трёх лет (в размере величины прожиточного минимума для детей) граждане приобретут при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанной выплаты.

9. Внесены изменения в статью 6–1 УПК

Федеральный закон принят одновременно с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» и направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2022 года № 2-П.

Федеральным законом уточняется правило исчисления общей длительности незавершённого судопроизводства по уголовному делу, которая является ориентиром для определения того, мог ли быть нарушен разумный срок уголовного судопроизводства по конкретному делу. Таким образом, обвиняемый или подозреваемый будет вправе обратиться в суд с новым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок до истечения четырёхлетнего срока, исчисляемого с момента завершения периода, которому была дана судебная оценка в предыдущем решении суда о присуждении или об отказе в присуждении такой компенсации. При этом разумность срока уголовного судопроизводства будет определяться судом не по каждому отдельному периоду осуществления уголовного преследования, а исходя из общего срока расследования уголовного дела и с учётом фактических обстоятельств, которые уже были предметом судебной проверки.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в статью 6–1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»)

10. В законодательство внесены изменения, касающиеся подачи судебных заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство

Федеральным законом в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вносятся изменения, касающиеся уточнения условий и порядка подачи обвиняемым (подозреваемым) нового заявления в суд о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство. Так, заявитель по истечении года со дня вступления в силу решения суда вправе обратиться с новым заявлением со ссылкой на обстоятельства, имевшие место в течение периода, не вошедшего в предмет рассмотрения суда по прежнему заявлению, и свидетельствующие о нарушении права на уголовное судопроизводство в разумный срок.

Кроме того, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дополняется положениями, регулирующими порядок рассмотрения судом новой категории административных дел: об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет. Также определяются вопросы подсудности указанных дел, особенности подачи административного искового заявления, порядок рассмотрения дела, вынесения решения суда и обжалования вынесенного решения.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»)


1. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях

Федеральным законом устанавливается административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, пропаганду педофилии, а также за распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол.

За совершение указанных административных правонарушений с применением средств массовой информации и (или) информационно­-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) предусматривается повышенная административная ответственность. В случае совершения таких административных правонарушений иностранным гражданином или лицом без гражданства предусмотрено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями. Правом составлять протоколы об административных правонарушениях наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»)

2. В законодательство внесены изменения, касающиеся включения географических указаний в таможенный реестр интеллектуальной собственности

В соответствии с Федеральным законом географические указания могут быть включены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Согласно Федеральному закону в отношении помещаемых под таможенные процедуры товаров, содержащих географические указания, таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в статьи 327 и 334 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

3. В законодательство внесены изменения, расширяющие права субъектов РФ по использованию субвенций из госбюджета на обеспечение жильём граждан, уволенных с военной службы

Федеральный закон направлен на повышение эффективности использования субвенций из федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставляется право обеспечивать жилыми помещениями, построенными (приобретёнными) для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (при отсутствии потребности в предоставлении жилых помещений таким гражданам), другие категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 490-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О статусе военнослужащих“ и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»)

4. В Трудовой кодекс внесены изменения, позволяющие родителям детей-инвалидов суммировать неиспользованные дополнительные выходные дни

Федеральным законом предусматривается возможность более удобного использования родителем (опекуном, попечителем) ребёнка-инвалида четырёх дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых для ухода за ребёнком в соответствии со статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусматривается право такого родителя (опекуна, попечителя) использовать однократно в течение календарного года до двадцати четырёх дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней в соответствующем календарном году. График предоставления указанных дней в случае использования более четырёх дополнительных оплачиваемых дней подряд согласовывается работником с работодателем.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 491-ФЗ «О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации»)

5. Внесены изменения в статью 18.19 КоАП

Федеральным законом уточняется круг лиц, которые несут административную ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства, о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства в случаях, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, а также за нарушение установленного порядка подачи такого уведомления.

Устанавливается, что административную ответственность за указанные правонарушения несут не только образовательные организации и их должностные лица, но и научные организации и их должностные лица.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 492-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)

6. Законодательно установлена госпошлина за регистрацию соглашения об изменении или расторжении договора аренды из ЕГРН

Федеральным законом устанавливается государственная пошлина за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора аренды, если такой договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, для физических лиц в размере 350 рублей, для юридических лиц в размере 1000 рублей.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в статью 333–33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

7. Дополнен перечень товаров, которые могут быть безвозмездно переданы таможенными органами медицинским, образовательным и иным социальным организациям

Федеральным законом дополнен перечень товаров, которые могут быть безвозмездно переданы организациям социального обслуживания, медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, организациям отдыха детей и их оздоровления, а также органам социальной защиты населения.

В соответствии с Федеральным законом указанным организациям и органам могут быть переданы технические средства реабилитации, продукты питания с неистекшим сроком годности в заводской упаковке, товары для детей, предметы для детского творчества, книжная продукция и технически сложные товары бытового назначения.

Согласно Федеральному закону определённые Правительством Российской Федерации товары могут быть переданы Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» для их безвозмездной передачи гражданам и организациям.

Кроме того, Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется правом определять порядок и случаи безвозмездной передачи таможенными органами отдельных видов товаров, обращённых в федеральную собственность, федеральным органам исполнительной власти в целях обеспечения возложенных на них задач и функций.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 325 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

8. Внесены изменения в закон о промышленной политике в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом определённый Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере промышленной политики наделяется полномочиями по утверждению перечня работ, услуг, выполняемых, оказываемых государственными фондами развития промышленности, создаваемыми Российской Федерацией, в целях осуществления финансовой поддержки и иных видов поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации».

Кроме того, предусматривается требование об обязательном соответствии требованиям названного Федерального закона управляющих компаний, осуществляющих управление совокупностью объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства, и управляющих компаний, осуществляющих управление объектами технологической инфраструктуры и промышленной инфраструктуры, предназначенными для осуществления промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности, в случае применения в отношении таких управляющих компаний мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, устанавливаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»)

9. Законодательно расширен перечень организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания

Федеральным законом предусматривается расширить перечень организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Так, правом на участие в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания наделяются общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды и автономные некоммерческие организации.

Федеральным законом сокращается с пяти до трёх лет срок осуществления правозащитной деятельности организацией, обладающей правом выдвижения кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии. Кроме того, Федеральным законом увеличивается с 90 до 120 дней срок выдвижения указанных кандидатур, а также на 15 дней увеличивается срок принятия советом Общественной палаты Российской Федерации решения о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры.

Федеральным законом предусматривается, что общественные наблюдательные комиссии осуществляют общественный контроль независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. При этом вмешательство политических партий, международных и иностранных организаций (объединений) в сферу деятельности общественных наблюдательных комиссий недопустимо.

В целях повышения эффективности осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания общественная наблюдательная комиссия ежегодно направляет отчётные материалы о своей деятельности по форме, установленной Общественной палатой Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации и в Общественную палату Российской Федерации, а также в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Федеральным законом предлагается оптимизировать финансовую деятельность общественных наблюдательных комиссий, предусмотрев возмещение расходов, связанных с осуществлением их членами своих полномочий, за счёт бюджетов общественных палат субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом уточняются полномочия Общественной палаты Российской Федерации по формированию общественных наблюдательных комиссий.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»)

10. Продлён срок снятия ограничения на совершение сделок по приобретению или аренде дополнительных торговых площадей в ритейле

Федеральным законом предусмотрено продление до 31 декабря 2023 года срока, в течение которого ограничение на совершение сделок по приобретению или аренде дополнительной площади торговых объектов хозяйствующими субъектами, которые осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, не применяется к сделкам, стороной которых являются юридические лица, подконтрольные иностранным юридическим лицам и прекратившие торговую деятельность на территории Российской Федерации или заявившие о прекращении такой деятельности.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 499-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)


1. Законодательно расширены полномочия антимонопольного органа при проведении проверок

Федеральным законом расширяются полномочия антимонопольного органа при проведении проверок по выявлению противоправных действий.

Федеральным законом устанавливается право должностных лиц антимонопольного органа на получение от физических лиц и должностных лиц хозяйствующих субъектов объяснений для дальнейшего приобщения к делу при принятии решений о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, определяется порядок подачи хозяйствующим субъектом, в отношении которого проводится проверка, заявления о заключении им антиконкурентного соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от неё.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

2. Внесены изменения в статьи 25 и 25–6 закона о порядке въезда и выезда из России

Федеральным законом к основаниям для выдачи иностранному гражданину визы отнесено подтверждение о бронировании места в гостинице или ином средстве размещения, сведения о которых содержатся в едином перечне классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей.

Полномочием по утверждению перечня иностранных государств, гражданам которых может быть выдана обыкновенная туристическая виза на указанном основании, наделено Правительство Российской Федерации.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 501-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 25–6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»)

3. В законодательство внесены изменения, предусматривающие возрождение производственных аптек

В Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» вносятся изменения, согласно которым аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, при изготовлении лекарственных препаратов вместо фармацевтических субстанций (как это предусмотрено существующим порядком) будут вправе использовать лекарственные средства, включённые в государственные реестры лекарственных средств.

Возрождение практики изготовления лекарств в аптеках, которая фактически исчезла с 1990-х годов, позволит решить ряд проблем с обеспечением лекарственными препаратами, в том числе снизить нехватку ряда лекарственных препаратов, применять индивидуальные дозировки, включая малые дозировки для использования в педиатрии, изготавливать удобные для применения лекарственные формы.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»)

4. Внесены изменения в часть четвёртую Гражданского кодекса

Федеральный закон направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Договора о патентной кооперации, Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях.

В этих целях Федеральным законом устанавливается порядок осуществления следующих действий:

подача и рассмотрение международных заявок на изобретения;

предоставление правовой охраны на территории Российской Федерации промышленному образцу, зарегистрированному в соответствии с международным договором Российской Федерации;

предоставление правовой охраны на территории Российской Федерации географическому указанию или наименованию места происхождения товара, зарегистрированным в соответствии с международным договором Российской Федерации, и (или) предоставление исключительного права на такие географическое указание или наименование места происхождения товара.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»)

5. В законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов реабилитации больных наркоманией

Федеральный закон направлен на правовое регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением социальной реабилитации больных наркоманией.

Федеральным законом устанавливается, что социальная реабилитация больных наркоманией будет осуществляться после оказания им медицинской наркологической помощи путём предоставления социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых и социально-правовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения, а также путём оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи. Одновременно Минздрав России и Минтруд России наделяются полномочиями по совместному утверждению порядка прохождения медицинской и социальной реабилитации больными наркоманией, а государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по установлению порядка осуществления органами социальной защиты населения мониторинга оказания государственной социальной помощи при осуществлении социальной реабилитации таких лиц.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»)

6. Уточнены наименования медицинских организаций, оказывающих помощь больным туберкулёзом, в целях лучшего обеспечения их работников социальными гарантиями

В Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» вносятся изменения, уточняющие наименования медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулёзом.

Внесение предлагаемых изменений позволит избежать проблем, связанных с предоставлением медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулёзной помощи, социальных гарантий (сокращённая продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск, повышение оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда).

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»)

7. Внесены изменения в закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Федеральный закон направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 54-П.

Федеральным законом уточняется, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются детям первого поколения граждан, получивших радиоактивное облучение вследствие чернобыльской катастрофы, а также детям второго и последующих поколений указанных граждан, если родители (один из родителей) таких детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 506-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)

8. В законодательство внесены изменения, регулирующие вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

В соответствии с изменениями, вносимыми Федеральным законом в ряд законодательных актов Российской Федерации, регулируются вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Устанавливаются особенности изъятия у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации. В частности, определяются случаи, в которых указанный земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда, и совершенствуется порядок такого изъятия.

В Федеральном законе конкретизируется правовое регулирование вопросов, касающихся организации и проведения публичных торгов по продаже изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Отдельно регулируются отношения, связанные с изъятием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд.

Федеральным законом также устанавливается, что собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, которому выдано предписание об устранении выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований, не вправе совершать сделки и иные действия, направленные на переход или прекращение права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением перехода права собственности в порядке универсального правопреемства.

Подробно регулируются в Федеральном законе вопросы, связанные с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права собственности в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении указанного нарушения.

Определяются особенности действия ранее выданного и неисполненного предписания об устранении нарушения обязательных требований в части неиспользования названного земельного участка по целевому назначению в течение трёх и более лет, а также особенности применения положений о публичных торгах к ранее изъятым земельным участкам.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации)

9. Внесены изменения в закон о дополнительных мерах поддержки семей с детьми

В целях недопущения случаев злоупотреблений, связанных с расходованием средств материнского (семейного) капитала на цели, не предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральным законом вводятся дополнительные требования к кредитным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, с которыми граждане заключают договор займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения. Такие требования будут устанавливаться нормативным актом Банка России.

Федеральным законом также вносятся точечные правки в статью 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», регулирующие порядок взаимодействия органов Пенсионного фонда Российской Федерации и организаций, имеющих право на оказание платных образовательных услуг, при решении гражданами вопроса о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 508-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»)

10. Законодательно сокращён срок рассмотрения заявлений о предоставлении гражданам и юрлицам земельных участков из государственной и муниципальной собственности

Федеральным законом предусматриваются меры, направленные на сокращение сроков предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В частности, с 30 до 20 дней сокращается срок рассмотрения уполномоченными органами поступивших от граждан и юридических лиц заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и о предоставлении земельных участков.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке.

(Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3–5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Контакты:
Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп. Дубровка, ул. Советская, д. 33
главный редактор - Коцюба Людмила Тарасовна
Политика конфиденциальности
Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп. Дубровка, ул. Советская, д. 33